Город Ирбит расположен в
204 км. к востоку от Екатеринбурга, на правом берегу реки Ницы при
впадении в нее реки Ирбит. Через город проходит железнодорожная
магистраль Екатеринбург - Тавда - Устье-Аха, а также автомобильные
дороги, идущие к Камышлову и Артемовску, в Туринск и Тюмень, и на
северо-запад - в Алапаевск. Ирбит - один из старейших уральских городов,
почти три столетия служивший местом ежегодного торга Европейской России
с Сибирью, Средней Азией и Китаем. Советский Ирбит неразрывно связан с
бывшим крупнейшим в Союзе мотоциклетным заводом.
Сегодня город обретает
новое лицо, определяясь со своим местом в современной России. Первым
феноменом ирбитской земли стало основание в 1629 году (на месте
современного села Рудное Ирбитского района) второго в
России и первого на Урале казенного железоделательного завода, семь
десятилетий снабжавшего Сибирь железом. В 7140 году от сотворения мира
(1631—1632 году по современному летоисчислению) при впадении речки Ирбит
в Ницу возникла Ирбитская слобода, в которой вскоре появился торжок, постепенно выросший до второй по оборотам ярмарки России. В 1686 году ирбитское
торжище было легализовано, а столетие спустя, в 1775 году, Екатерина
Великая, «не оставлявшая никогда похвальных заслуг без достойного
воздаяния», пожаловала слободе статус города за «непоколебимую верность
жителей Ирбита» своей императрице в борьбе со «злодейскими шайками»
Пугачева. В следующем году город получил герб, украшающий его и поныне.
Дореволюционный Ирбит, по словам одного из авторов XIX
века: «В обычное время представляет из себя самый обыкновенный,
скромный, захолустный уездный городок Российской империи. Зато в течение
января и февраля месяца он совершенно меняет свою физиономию и
характер. Сюда стекаются десятки тысяч народов, здесь можно бывает
видеть представителей противоположных концов восточного материка:
западных европейцев — немцев, французов и англичан и жителей Китая,
Монголии, Персии. Сюда привозят товаров на сумму до 60 000 000 рублей.
Словом, здесь происходит знаменитая Ирбитская ярмарка —
каждогодний обмен произведений Азии и Европы». Замечательный русский
самородок Н. М. Чукмалдин, первую половину своей жизни проведший в
Сибири, писал: «Ирбитская ярмарка по своим размерам
тогда казалась такою колоссальною, что ярмарке этой наши сибиряка только
удивлялись, не находя ей меры для сравнения. Про ярмарку и выражались
больше односложными словами да знаками восклицания: «а, Ирбит!» или: «Это ведь в Ирбитской
было!», подразумевая, что эта ярмарка есть основа, центр, развязка всех
дел, своего рода «крайний судья». Мировая война начала XX века,
последовавшие за ней события окончательно подорвали Ирбитскую
ярмарку. Возродившись на время в годы нэпа, она тихо умерла к концу
двадцатых годов. Второе рождение городу дала индустриализация. Советский
Ирбит стал значительным промышленным центром Зауралья.
В городе развивалось машиностроение, производство строительных
материалов, фармацевтическая, легкая и пищевая промышленность. В годы
войны в Ирбите разместился эвакуированный из Москвы мотоциклетный завод.
За пятьдесят с небольшим лет с его конвейера сошло свыше трех миллионов
мотоциклов. Ирбитчане стали законодателями в
отечественном мотоспорте. События конца XX века закрыли промышленный
этап в развитии города. Сегодня славу Ирбиту создают
труженики молочного и хлебопекарного заводов, на ирбитской земле
находятся лучшие в области и одни из лучших в России колхозов — «Урал» и
«Россия». Все весомее становится культурное наследие Ирбита.
В городе сохранились материальные свидетельства великой ярмарки:
останки гостиного двора, пассаж, дома известных русских купцов. Здесь
находится уникальная коллекция тяжелых мотоциклов (отечественных и
зарубежных), являющаяся национальным достоянием. «Ирбитским чудом» стало
появление в городе государственного музея изобразительных искусств,
располагающего произведениями Дюрера и Ван Дейка, Рембрандта и Гойи…
Комментариев нет:
Отправить комментарий